Токугава Цунаёси – пятый сёгун знаменитой династии, правитель Японии на протяжении почти тридцати лет. …Имелся, разумеется, официальный император – но о взаимоотношении двух ветвей власти красноречиво свидетельствует, например, такой факт: примерно в эту пору сёгун милостиво разрешит перестроить слегка обветшавший императорский дворец – а также, до кучи, втрое повысит содержание его обитателя – до тридцати тысяч коку… (Японцы тех времён всё измеряли рисом; коку – примерно полтора центнера этого ценного продукта; годовая норма среднестатистического островитянина). В общем – понятно, кто был главный!..
…На времена Цунаёси пришлась эпоха Гэнроку (называемая также «Золотой век Эдо») – этакий японский Ренессанс, время расцвета театра Кабуки, самурайской эстетики и таких писателей, как Мацуо Басё, создатель жанра хокку, и новеллист Ихара Сайкаку, автор «Пяти женщин, предавшихся любви» и «Записей о передаче воинских искусств» то относительно спокойные… но это не помешает Цунаёси войти в историю весьма неоднозначным – и, как минимум, эксцентричным – персонажем. Кое-какие причины на то имелись!..
…Как говорят, третий сын третьего сёгуна (и правнук знаменитого основателя рода – Токугава Иэясу) с детства отличался буйным нравом. (Настолько, что отец, якобы, даже запретил ему изучать боевые искусства – впрочем, возможно, это придумают позже). Что касается матери, то она была наложницей – потом сын возведёт в её часть храм Гококу-дзи, известный тем, что по нему – одному из немногих – три столетия спустя промажут американские бомбардировщики...
Видимо, насчёт скверного характера источники и впрямь преувеличивают… во всяком случае, после смерти старшего брата, Цунаёси будет относительно единодушно избран его преемником. Известно, что в религиозном плане правитель придерживался конфуцианства и буддизма. (Как мы помним, христиан его предшественники частью принудят покинуть лоно церкви, частью попросту изведут).